УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ
Сайт
для воспитателей
Коммуникативная компетентность
Одной из важнейших сторон и результатов развития ребенка дошкольного возраста является коммуникативное развитие.
Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две качественно отличающиеся основные области: развитие общения со взрослыми и развитие со сверстниками.
Через общение со взрослыми ребёнку обеспечиваются защита и безопасность, внутренняя базовая модель общения, познание социальных норм.
Общение со сверстниками отличается равноправием, нестандартностью коммуникативных средств, в этой области приобретаются навыки, ребёнок учится сотрудничать, обеспечивается чувство эмоционального благополучия.
Результатом коммуникативного развития является коммуникативная компетентность которая отражает достижения человека в сфере отношений с другими людьми.
Коммуникативная компетентность – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций (Куницына В. Н.).
Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием.
Структура коммуникативной компетентности (Н.Н. Рудакова):
1. Мотивационно-личностный компонент – потребность ребенка в общении, в процессе которого проявляются особенности его личности, непосредственно влияющие на содержание, процесс и сущность общения.
2. Когнитивный компонент – знания из области взаимоотношений людей.
3. Поведенческий компонент – это коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, проявляющиеся на уровне поведения.
Коммуникативная компетентность проявляется:
Коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.