УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ
Сайт
для воспитателей
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется важным и актуальным, прежде
Диагностика особенностей межличностных отношений дошкольников
всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Диагностика позволяет педагогу получить оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.
Диагностика коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова)
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста
со сверстниками.
Методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)
Цель: определение коммуникативных способностей у дошкольников.
Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)
Цель: изучение коммуникативных умений в общении со сверстниками; определение типа
взаимодействия и сотрудничества.
Методика «Игровая комната» (Дьяченко О.М.)
Цель: выявление особенностей общения детей в процессе игровой деятельности детей 5-7 лет.
Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина)
Цель: изучение особенностей партнерского диалога.
Диагностика конфликтности в дошкольном возрасте
Тест на развитость самоконтроля (А.М. Щетинина)
Цель: определение уровня самоконтроля своих эмоциональных состояний в ситуациях неудачи.
Методика «Картинки» (А. Жиль)
Цель: выявление уровня социального интеллекта.
Диагностика межличностного взаимодействия дошкольника со взрослыми
Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и на ранних этапах, на физическое развитие ребенка.
Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)
Цель: определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми.
Диагностика межличностного взаимодействия дошкольника со сверстниками
Взаимоотношения между детьми дошкольного возраста в группе являются устойчивой системой, в которой все дети имеют свою роль. То, какое место займет в этой системе ребёнок, зависит от качеств личности ребёнка, а также того, как развито общение в самой группе.
Социометрические методики, позволяющие выявить положение ребенка в группе
Методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирнова)
Цель: диагностика статуса дошкольников в коллективе сверстников.
Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками.
Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявить симпатии к членам.
Методика предназначена для выявления интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения.
Методика «Маска» (А.М. Щетинена)
Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе.
«Методика одномоментных срезов» (Т.А. Репина, М.В. Веракса)
Цель: выявление общей картины реального общения в каждой возрастной группе.
Методика дает возможность обнаружить микрообъединения детей, которые возникают при свободном общении в группе (в том числе наиболее устойчивые), определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку.
Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский).
Цель: изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.