УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ
Сайт
для воспитателей
Типы детей
Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные.
К непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.
Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей.
Дети с агрессивным поведением
Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Однако, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения, не только сохраняется, но становится устойчивой чертой характера.
Агрессивность – целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Вербальная агрессия. Направлена на обвинение или угрозы сверстнику.
Важно понимать, что большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средство или инструмент для достижения определенной цели. При достижении цели, агрессивные действия прекращаются. Важно обращать внимание на детей, у которых наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.
Причины популярности детей дошкольников
(Т.А. Маркова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова):
Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В подростковом и юношеском возрасте у таких детей могут возникать проблемы с социальной адаптацией
не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками;
Рассмотрим основные типы детей, имеющих трудности в общении со взрослыми и сверстниками (Е.О. Смирнова):
Импульсивные дети
Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность, они чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого – они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются.
Дети с неадекватной самооценкой
Дети с завышенной самооценкой
Это дети – очень подвижные, несдержанные, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Такой ребенок считает себя лучше всех, стремится везде быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. В поведении это может выражаться в эгоцентризме, высокомерном отношении к другим людям. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.
Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения.
Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству. К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-
Пассивные дети
Такие дети чрезвычайно спокойны и усидчивы. Они ничем не выделяются, не нарушают дисциплины и никому не мешают. Они спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Как правило, у пассивных детей сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя и участвуют в них наравне с другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций.
Дети с заниженной самооценкой
Такие дети нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность.
Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Детям с заниженной самооценкой
Стремление к самостоятельным действиям («я так хочу») оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. При этом такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако эти правила еще не выступают для них как значимый мотив их собственных действий.
Интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно высокими, однако в ситуации занятий они часто отвлекаются сами и мешают остальным.
Основной проблемой этих детей является неразвитость
Несмотря на покорность и «послушность» таких детей, их подчинение любым правилам, общаться с ними трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, не проявляют себя. Хотя эти дети и не приносят особых хлопот воспитателю, они должны вызывать серьезную тревогу. Их пассивное, незаметное поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и творческой активности.
разному.
Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого.
свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи.
Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.
Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости.
Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к другим людям, прежде всего к сверстникам.
Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить.