УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ
Сайт
для воспитателей
С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношений с другими членами группы.
Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)
Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А.Г. Рузская.
Формируется сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс.
Взаимодействия носят ситуативный характер. Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник.
Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.
Общение влияет на все достижения дошкольного возраста:
В раннем возрасте потребность в общении со сверстниками у ребенка только оформляется и имеет форму эмоционально-практического взаимодействия.
Е.О. Смирнова выделяет следующие особенности такого общения:
В процессе становления потребности в общении со сверстниками решающую роль играет взрослый.
В дошкольном возрасте продолжает свое развитие общение со сверстниками, но при этом оно существенно изменяется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения, меняются формы общения со сверстниками.
Эмоционально-практическая форма общения (2-4 года)
Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание). Основное содержание коммуникативной потребности – привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.
Данная форма общения:
Основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно-выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.
Внеситуативно–деловая форма общения (6-7 лет)
Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки.
В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из-за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.
Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.
Развитие общения со сверстниками
Общение в раннем возрасте
Общение в дошкольном возрасте