Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

             УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ

Сайт

для воспитателей

     Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

    ⁠В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. 

      Очевидно, что общение ребенка со сверстниками – это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же, общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие, дети очень любят играть вместе, но не всегда их игра проходит мирно. Часто в ней возникают конфликты, обиды и ссоры.

    Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор – с кем играть или гулять: с приятелем или с мамой, - большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника.

       Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и

   И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Конфликт в дошкольном возрасте

проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

       Д.Б. Эльконин пишет о том, что у дошкольников младшего возраста конфликты чаще возникают из-за игрушек, у дошкольников среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

       Я.Л. Коломенский и Б.П. Жизневский дополняют причины конфликтов в игре и выделяют следующее:

      «разрушение игры» - разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;

     «по поводу выбора общей темы игры» - спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;

        «из-за ролей» - разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную, или наоборот, малопривлекательную роль;

          «из-за игрушек» - споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;

        «по поводу сюжета игры» - разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей;

     «по поводу правильности  игровых действий» - споры  о том,  правильно или неправильно  действует тот или иной ребенок в игре.

        Также причинами возникновения конфликтов могут быть:

 

  • недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками;
  • отсутствие между играющими эмоциональных устремлений;
  • различные умения и возможности.

 

       Почти все дети время от времени конфликтуют между собой, но только с одними это случается редко, с другими – довольно часто. Одни дети, как правило, бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной со сверстниками деятельности и сами инициируют конфликт; у других дело доходит до конфликта лишь в чрезвычайных обстоятельствах; третьи – включаются в конфликт, только вовлекаемые в него партнером и практически сразу пытаются из него выйти.

     Существуют классификации детей, провоцирующих конфликтные ситуации

в детском коллективе

 

        «Агрессивисты» – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;

        «Жалобщики» – всегда на что-нибудь жалуются;

        «Молчуны» – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно;

        «Сверхпокладистые» – со всеми соглашаются;

        «Всезнайки» – считают себя выше, умнее других;

        «Нерешительные» – медлят с принятием решений, боятся ошибиться;

        «Максималисты» – хотят чего-то прямо сейчас;

        «Скрытые» – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;

        «Невинные лгуны» – вводят других в заблуждение ложью и обманом.

 

        Существует и такая характеристика конфликтных дошкольников:

 

       «Я всегда прав» 

        Эти дети:

  • чаще других инициируют острое столкновение;
  • никогда не играют одни, им нужен партнер;
  • открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка;
  • ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания.

        «Я лучше других»

        Эти дети:

  • конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально;
  • демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику;
  • навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление;
  • стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности.

        «Я взрослый - главный»

        Эти дети:

  • вожаки, командиры, лидеры;
  • претендуют на главные роли во всем, но дипломатично;
  • к ровеснику относятся в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается;
  • знают, что, где и как надо делать, поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам;
  • принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.

        «Я за себя постою»

        Эти дети:

  • чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам;
  • очень осторожны, боятся ущемления своих интересов;
  • стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность;
  • стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.

        «Я хороший»

        Эти дети:

  • наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников;
  • заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок;
  • стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками;
  • при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.

      Для  всех  конфликтных  дошкольников  характерна  высокая  активность  в  стремлении  к взаимодействию с ровесниками и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение.

Выделяют два типа конфликтов у дошкольников

 

1. Конфликт в операциях:

  • не владение навыками и умениями игровой деятельности;
  • отсутствие развитых способов положительного общения;
  • неадекватность способов сотрудничества (излишняя двигательная активность или, напротив, замедленность действий ребенка).

2.Конфликт в мотивах:

  • несформированность потребности в общении;
  • невозможность реализовать потребность, не связанную с игрой.

 

Также выделяют:

1. Внешние конфликты - возникают в сфере деловых отношений детей, имеют ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. 

    Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.

2. Внутренний психологический конфликт связан противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников.

Виды внутриличностных конфликтов детей дошкольного возраста:

     «Я – Я» – конфликт возникает при несоответствии внутренних притязаний и реальных возможностей осуществления этих притязаний;

     «Я – другой» – конфликт возникает из-за неудовлетворения сторон друг с другом и невозможностью соответствовать своим притязаниям в глазах другого;

     «Я – семья» – прочность семейных связей ослаблена, а притязание на признание осуществляется вне дома;

      «Я – группа» – из-за невозможности реализации притязания внутри референтной группы.

Причины возникновения конфликтов и конфликтного поведения у дошкольников

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.