УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ
Сайт
для воспитателей
«Давайте поздороваемся»
с 4 лет
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Инструкция участникам упражнения: в начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
Инструкция участникам упражнения: взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний.
В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.
По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен
и т. д.
В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
«Передай улыбку по кругу»
с 3 лет
Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.
Инструкция участникам упражнения: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.
«Сижу, сижу на камушке»
c 3 лет
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).
Инструкция участникам упражнения: игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
Игры на развитие эмпатии
«Эмоции героев»
с 4 лет
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
«Назови себя»
с 3 лет
Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.
Инструкция участникам упражнения: упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).
Инструкция участникам упражнения: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен.
Кроме того важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам и назвать его ласко-вое имя»
«Снежный ком»
с 5 лет
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.
Инструкция участникам упражнения: первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
«Опиши друга»
с 5-6 лет
Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.
Инструкция участникам упражнения: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.
«Представься с помощью куклы»
с 5-6 лет
Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.
Инструкция участникам упражнения: ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д.
«Встаньте те, кто. ,»
с 4 лет
Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Инструкция участникам упражнения: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто…
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?».
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа.
«Передача чувств»
с 6 лет
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Инструкция участникам упражнения: ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение
«Мое настроение»
с 6 лет
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Инструкция участникам упражнения: детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
«Что изменилось?»
с 5-6 лет
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Инструкция участникам упражнения: каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.
«Подарок другу»
с 6 лет
Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.
Инструкция участникам упражнения: один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
«Тихий разговор»
с 6 лет
Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.
Инструкция участникам упражнения: участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу.
«Цвета эмоций»
с 6 лет
Цель: развитие воображения, выразительных движений.
Инструкция участникам упражнения: выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно, а вторая — отгадывать).
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
с 6 лет
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Инструкция участникам упражнения: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
«Интонация»
с 6 лет
Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.
Инструкция участникам упражнения: ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.
«Рисование»
с 5-6 лет
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.
Инструкция участникам упражнения: детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.
Инструкция участникам упражнения: дети разбиваются на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок
«Ласковое имя»
с 5 лет
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
«Этюд на различные позиции в общении»
с 6 лет
Цель: прочувствование различных позиций в общении.
сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами, затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор).
В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему?