Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

             УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ

Сайт

для воспитателей

Эмпатия это умение сочувствовать и сопереживать.
         Для профилактики конфликтного поведения у детей важно формировать эмпатийные способности:
  •  умение выражать свои чувства, желания так, чтобы они были понятны другим;
  •  умение принимать иную точку зрения;
  •  умение достойно выйти из конфликтной ситуации.
«Назови себя»
с 3 лет
 
      Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.
     ⁠Инструкция⁠ участникам упражнения: упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).

«Давайте поздороваемся»

с 4 лет

 

          Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

     ⁠Инструкция⁠ участникам упражнения: в начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

       Инструкция⁠ участникам упражнения: взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний.

        В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд,  отражают   эмоциональное  состояние героя в различных   ситуациях.

       По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен

и т. д.

       В эту игру  лучше  играть  или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

«Передай улыбку по кругу»

с 3 лет

 

           Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

⁠        Инструкция⁠ участникам упражнения: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

«Сижу, сижу на камушке»

c 3 лет

 

 

              Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

        ⁠Инструкция⁠  участникам  упражнения: игроки  становятся  в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

 

                                                            Сижу, сижу на камушке,

                                                            Сижу на горючем,

                                                            А кто ж меня верно любит,

                                                            А кто ж меня сменит,

                                                            Меня сменит-переменит,

                                                            Еще приголубит?

 

        После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

Игры на развитие эмпатии

⁠Предлагаем Вашему вниманию подборку игр по развитию эмпатии у детей дошкольного возраста.

«Эмоции героев»

с 4 лет

 

           Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

«Назови себя»

с 3 лет

 

      Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде.

     ⁠Инструкция⁠ участникам упражнения: упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).

       Инструкция⁠ участникам упражнения: «Вспомните, как вас ласково  зовут дома. Мы  будем  бросать  друг другу  мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен.

     Кроме того важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам и назвать его ласко-вое имя»

«Снежный ком»

с 5 лет

 

         Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

      Инструкция⁠ участникам упражнения: первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

«Опиши друга»

с 5-6 лет

 

        Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.

 ⁠   Инструкция⁠ участникам упражнения: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

«Представься с помощью куклы»

с 5-6 лет

 

         Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

    Материал: две куклы разного пола, желательно  в  рост  ребенка, или перчаточные куклы.

    Инструкция⁠ участникам упражнения: ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д.

«Встаньте те, кто. ,»

с 4 лет

 

           Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

⁠           Инструкция⁠ участникам упражнения: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто…

  • любит бегать
  • радуется хорошей погоде
  • имеет младшую сестру
  • любит дарить цветы и т. д.

      При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?».

          Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа.

«Передача чувств»

с 6 лет

 

              Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

       ⁠ Инструкция⁠  участникам  упражнения:  ребенку дается  задание  передать «по цепочке»  определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение

«Мое настроение»

с 6 лет

 

        Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

 ⁠  Инструкция⁠ участникам упражнения: детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Что изменилось?»

с 5-6 лет

 

         Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

⁠        Инструкция⁠ участникам упражнения: каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.

«Подарок другу»

с 6 лет

 

               Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

⁠          Инструкция⁠  участникам упражнения: один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

«Тихий разговор»

с 6 лет

 

          Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

 ⁠   Инструкция⁠ участникам упражнения: участники садятся в круг. Задание — невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу.

«Цвета эмоций»

с 6 лет

 

              Цель: развитие воображения, выразительных движений.

⁠          Инструкция⁠ участникам упражнения: выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно, а вторая — отгадывать).

⁠«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся⁠»

с 6 лет

 

          Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

 ⁠       Инструкция⁠ участникам упражнения: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

  1. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
  2. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
  3. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просятпрощения, вы снова друзья.

    Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Интонация»

с 6 лет

 

     Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

 ⁠     Инструкция⁠ участникам упражнения: ведущий  вводит понятие  интонации.  Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.

«Рисование»

с 5-6 лет

 

          Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

 ⁠     Инструкция⁠ участникам упражнения: детям дается задание — «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. В качестве жюри можно пригласить детей из другой группы. Победителю вручается картонная медаль-смайлик.

  Инструкция⁠ участникам упражнения:  дети  разбиваются на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр.

    Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка  сидят   лицом  друг  к  другу,  затем  один  ребенок

«Ласковое имя»

с 5 лет

 

      Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

⁠«Этюд на различные позиции в общении⁠»

с 6 лет

 

                                                                                      Цель: прочувствование различных позиций в общении.

сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами, затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор).

        В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему?

© ООО«Компания». 2014 г. Все права защищены.