УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ
Сайт
для воспитателей
Арт-терапия – это способ творческого самовыражения любыми приемлемыми способами.
Существуют множество направлений арт-терапии, среди которых:
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной творческой деятельности. Ее цель заключается в гармонизации развития личности через формирование способности самовыражения, самопознания и самоутверждения.
Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Творчество в свою очередь помогает дошкольнику справиться со многими личностными, эмоциональными, поведенческими проблемами, способствует личностному росту, раскрытию, сохранению и восстановлению психического и физического здоровья.
Арт-терапия
В настоящее время, в работе с дошкольниками важно умело сочетать традиционные подходы к воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению детей с более современными инновационными.
Одно из таких направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия, или «терапия творческим выражением».
Те, кто сидят в кругу, не должны отворачиваться, или закрывать глаза.
Каждый водит не более 1 минуты. Ведущий меняется местом с тем участником, которого рассмешил, или заставил заговорить.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуй, как ветер овевает твое лицо. Здесь высоко. В небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» это место. Здесь ты чувствуешь себя абсолютно спокойно и счастливо. Здесь может произойти, что-нибудь чудесное и волшебное. Представь себе это (30 секунд). Теперь ты снова на своем облаке. Оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно тебя хорошо покатало. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим, внимательным. После упражнения следует спросить у участников, что они могли «увидеть». Понравилось ли им путешествие. Какие чувства они испытали.
Инструкция участникам упражнения: пожалуйста, встаньте и расположитесь так, что бы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдаты. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели. Не двигайтесь примерно вот так… (педагог показывает эту позу). Наклонитесь вперед и расставьте руки, что бы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (педагог показывает участникам эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши суставы становятся подвижными, а конечности мягкими. Теперь снова покажите солдата (10 секунд, теперь, снова станьте мягкой тряпичной куклой (10 секунд). Просите детей поочередно быть солдатом и тряпичной куклой. Теперь потрясите руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины… с волос…. с ног… стоп.
Приемы арт-терапии можно включать как в индивидуальные, так и групповые формы работы.
В индивидуальной работе с детьми эффективно решаются следующие задачи: снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, неуверенности в себе и т. д.
Групповые занятия, коллективные игры дают возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, творчество в коллективе сверстников.
Предлагаем вашему вниманию подборку игр по арт-терапевтической технологии.
Сочетая в своей работе традиционные и арт-терапевтические технологии, педагог получит положительный результат, так как для дошкольников подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь помогает педагогу достичь желаемого результата в развитии, воспитании, обучении воспитанников.
«Бумажные мячики»
с 4-5 лет
Цель: вызвать положительные эмоции, помочь избавиться от агрессии, статического мышечного напряжения.
Материалы: листы бумаги, 2 шнура, разделяющие между собой 2 команды.
Инструкция участникам упражнения: педагог предлагает участникам взять по листу бумаги, скомкать его, сделав из него плотный мячик. Педагог предлагает объединиться в 2 команды. Можно разделить участников, рассчитав на 1-2. Каждая команда выстраивается в шеренгу и встает перед своим шнуром. Расстояние между командами 4 метра. По сигналу педагога участники бросают бумажные мячи на территорию противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется после сигнала меньше мячей.
«Комплименты»
с 5 лет
Цель: создание позитивного настроения, положительного микроклимата в группе.
Материал: мяч.
Инструкция участникам упражнения: педагог предлагает участникам встать в круг. Игроки передают друг другу мяч, при этом говоря своему соседу, справа комплимент, хвалят его, замечают его достоинства.
деятельности.
Материал: листы бумаги, краски, кисточки, баночки с водой.
Инструкция участникам упражнения: педагог предлагает участникам при помощи образов, цветовых пятен выразить свое настроение на листе бумаги. Затем рисунки рассматриваются и обсуждаются. Участники рассказывают о том, что они изобразили и почему.
Арт-терапия обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека, к его творческим возможностям.
«Путешествие на облаке»
с 6 лет
Цель: способствовать развитию творческого воображения, концентрации внимания, сосредо-точенности, мобилизации организма, приведению его в «рабочее состояние» перед началом занятий.
Материалы: в качестве сопровождения желательно использовать спо- койную инструментальную музыку.
Инструкция участникам упражнения: сядьте поудобнее, закройте глаза. Два – три раза спокойно вдохните и выдохните…
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое, пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек.
Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.
«Смеяться запрещается»
с 5 лет
Цель: помочь сосредоточиться, сконцентрировать внимание, вызвать радостные эмоции, развивать творчество, общую моторику.
Инструкция участникам упражнения: Педагог просит участников сесть широким кругом.
Педагог выбирает ведущего. Роль ведущего состоит в том, что бы выбрать кого – нибудь из сидящих в кругу участников. И заставить его заговорить, или улыбнуться. Для достижения своей цели он может использовать все, что угодно, однако не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам не имеет права говоритьить.
«Мое настроение»
с 6 лет
Цель: побуждать к самовыражению, передачи настроения посредством изобразительной